О судьбе вкладов в Сбербанке до 20 июня 1991 г.

in Вестник РЭО №105, Банки, Бюджет

Основным документом, определяющим судьбу средств, помещенных в Сбербанк до 20 июня 1991 г. и организации государственного страхования до 1 января 1992 г., является Закон “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ. Закон признает указанные обязательства по выплате средств государственным внутренним долгом. Восстановление сбережений должно осуществляться путем перевода их в государственные ценные бумаги РФ – целевые долговые обязательства. Номинал ценной бумаги устанавливается исходя из соотношения покупательной способности рубля в текущий момент и в 1990 г. Последнее соотношение пересматривается, в соответствии с законом, ежемесячно.

  С 1996 г. начала производиться предварительная компенсация вкладов населения в Сбербанке, которая была предусмотрена соответствующим указом Президента РФ. В 1997 г. она касалась граждан, родившихся в 1916 г. и ранее, размер компенсации устанавливался в сумме, не превышающей 1 тыс. руб. Всего в бюджете 1997 г. на компенсацию выделялось около 1% совокупных бюджетных расходов. Каждый год нижний возрастной порог повышался, и к 2003 г. потеря по вкладам компенсировалась гражданам старше 1945 г. рождения. Кроме того, с этого года начала осуществляться дополнительная (повторная) компенсация потерь для граждан старше 1932 г. рождения, также в размере 1 тыс. руб., в случае, если вклад составлял 2 и более тыс. руб., а если сумма находилась в пределах от 1 до 2 тыс. руб., то размер компенсации определяется исходя из остатка вклада. Суммы менее 1 тыс. руб. дополнительно не компенсируются.
  Проект Закона “О Федеральном бюджете на 2004 г.” предусматривает расходы на эти цели в размере 25 млрд. руб., что, так же как и в 1997 г., составляет около 1% всех бюджетных расходов. В 2004 г. планируется продолжить выплату дополнительной компенсации потерь по сбережениям исходя из остатка вкладов на 20 июня 2003 г., уменьшенных на сумму ранее полученных компенсаций.

  Как заявила замминистра финансов Б.Златкис: “Нам кажется, что сегодня возможности у общества значительно повышаются и размеры компенсационных платежей можно существенно увеличить”, сообщает “Интерфакс-АФИ” со ссылкой на интервью в Российской газете опубликованном 12 ноября. Кроме того, Б.Златкис фактически признала несостоятельным механизм, заложенный в действующем Законе “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”, назвав нереальным выплату компенсаций с помощью долговых рублей. По ее мнению, решение проблемы требует принятия нового закона, определяющего размеры компенсаций исходя из реальных возможностей бюджета. Проект такого закона уже находится в Госдуме. Наиболее оптимальным, по словам Б.Златкис, является определение суммы выплат на ближайшие 10-15 лет с ежегодной разбивкой по текущим бюджетам, а затем можно рассматривать возможности на 30-летнюю и более отдаленную перспективу.

  Вывод: Таким образом, изначально государство предполагало возместить потери по вкладам в полном размере путем создания целевых долговых обязательств, однако впоследствии оказалось, что бюджетные ограничения не позволяют этого осуществить, и было решено отложить полномасштабную программу компенсаций до лучших времен. При этом была внедрена система предварительной компенсации, с установлением, соответственно, символических размеров выплат, которая к тому же касалась лишь людей старше 80 лет. Безусловно, позитивным является снижение этого возраста к 2004 г. до 59 лет, однако размеры выплат являются ничтожно малыми, что могло объясняться только предварительным характером выплат. Однако начало использования механизма дополнительной компенсации и форма ее осуществления в 2004 г. ставит под вопрос возможность реализации справедливого возмещения потерь по вкладам. Государство выплачивает суммы, равные нарицательной стоимости дореформенных сбережений, те есть приравнивает 1000 руб. в 1991 г. к 1000 руб. в 2004 г.
  Минфин официально признал невозможность полноценной реализации действующего ФЗ “ О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации” и считает необходимым принятие нового Закона, предусматривающего увеличение компенсационных выплат.
  Таким образом, предварительная компенсация – единственное, на что идет государство.

  Разумеется, разработка мер по восстановлению сбережений граждан должна происходить, прежде всего, исходя из реальных возможностей бюджета, и не включать невыполнимых обязательств. Тем не менее, компенсация вкладов по номиналу и признание необходимости принятия закона, увеличивающего, по сути, предварительные выплаты, означает фактический отказ от полноценного восстановления потерянных сбережений граждан.