Поправки к новому закону о гражданстве РФ

in Вестник РЭО №106, Гражданство, Законы

11 ноября т.г. Президент РФ В.Путин подписал Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”, принятый Госдумой 17 октября 2003 г. и одобренный Советом Федерации 29 октября 2003 г., сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”.
  Закон направлен на упрощение порядка приобретения гражданства РФ отдельными категориями граждан.
  Согласно закону (статья 14, новая редакция), иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, вправе подать заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания (непрерывное проживание в течение 5 лет со дня выдачи вида на жительство или со дня регистрации по месту жительства для прибывших в РФ до 1 июля 2002 г.), если указанные граждане и лица:
  а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  б) состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет;

  в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших 18 лет и являющихся гражданами РФ.
  Прием в российское гражданство без соблюдения условий о сроке проживания без представления вида на жительство предусматривается и для нетрудоспособных лиц, прибывших в Россию из бывших союзных республик и зарегистрированных по месту жительства в РФ до 1 июля 2002 г.
  Одновременно устанавливается переходный период, в течение которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в России, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если до 1 января 2006 г. заявят о намерении приобрести российское гражданство.

  Максимально упрощается (без соблюдения всех требований, за исключением соблюдения Конституции и законодательства РФ) процедура для ветеранов ВОВ и ветеранов трудового фронта, имевших гражданство бывшего СССР и проживающих на территории РФ.
  Упрощенный порядок получения российского гражданства предоставляется и военнослужащим из бывших советских республик, прослужившим не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах России.
  Кроме того, в соответствии с новой редакцией статья 14 закона, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе подать заявления о приеме в гражданство России в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом “а” части первой статьи 13 (непрерывное проживание в течение 5 лет со дня выдачи вида на жительство или со дня регистрации по месту жительства для прибывших в РФ до 1 июля 2002 г.), если указанные граждане и лица:

  а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории России;
  б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
  в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях России после 1 июля 2002 г.

  Вывод: Одобренные поправки к закону о гражданстве, на наш взгляд, в целом следует оценить положительно. Они должны позитивно сказаться на положении лиц без гражданства, проживающих в России, и решить, таким образом, проблемы, имеющие место у миллионов бывших граждан СССР, приехавших в Россию в 90-х годах и впоследствии столкнувшихся с препятствиями при получении российского гражданства. Положительно, что в большинстве случаев для таких категорий граждан сняты критерии оседлости в виде определенного срока непрерывного проживания на территории России.
  С другой стороны, на наш взгляд, трудно согласиться с пунктом закона, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство бывшего СССР, вправе получить гражданство России без соблюдения условия о знании русского языка. Конечно, здесь не нужно устанавливать драконовские меры по проверке знания языка, но совершенно очевидно, что базовые знания необходимо проверять. Мигранты не должны размывать национальную и языковую культуру. И логичнее было бы поручить выполнение этих работ не органам внутренних дел, а, например, подразделениям министерства образования.
  В целом же практика применения закона должна внести свои коррективы, после чего, возможно, вновь потребуется внесение необходимых уточняющих поправок.
  В то же время, очевидно, что нужно более активно регулировать миграционные процессы в стране, в чем пока особых результатов явно не наблюдается. В этой связи непонятен уровень квот (205,633 тыс. человек) для временного проживания в России иностранных граждан, установленный правительством 20 ноября на 2004 г. Для Москвы, например, квота определена на уровне 1,5 тыс. человек. Совершенно, очевидно, что в Москве таких граждан сейчас по крайне мере сотни тысяч человек, то есть в десятки раз больше. Таким образом, проблема явно не решается, и на что направлена правительственная мера по установлению квот – неясно.
  В настоящее время мы фактически стимулируем рабочую силу, которая по существу разрушает нашу экономику. Неужели для экономики выгодно привлекать, например, сотни тысяч таджиков только для того, чтобы они копали, при этом не платя никаких налогов? Очевидно, что нужно создавать рабочие места для российских граждан и четко отладить механизм приглашения на работу иностранных специалистов, опыт и знания которых действительно необходим стране. Тогда это, бесспорно, будет полезно для экономики.