Взаимоотношения России и Белоруссии в газовой сфере

in Вестник РЭО №107, Россия и мир, ТЭК

26 ноября т.г. состоялся визит председателя правления “Газпрома” А.Миллера в Белоруссию, в ходе которого состоялись встречи с Президентом А.Лукашенко и и.о. премьер-министра С.Сидорским, сообщает пресс-служба “Газпрома”.
  В ходе встреч обсуждались вопросы поставок российского газа в Белоруссию и его транзита по территории республики в 2004 г. Переговоры будут продолжены в ближайшее время в Москве, ожидается подписание контракта между ОАО “Газпром” и ОАО “Белтрансгаз” на поставку и транзит газа в 2004 г. Достигнута договоренность о возобновлении переговоров о создании совместного предприятия “Газпрома” и “Белтрансгаза”, которое войдет в состав Единой системы газоснабжения.

  Кроме того, А.Миллер подчеркнул, что достигнут прогресс в вопросе урегулирования задолженности “Белтрансгаза” за поставленный в предыдущие годы газ.
  Особое внимание на встречах также уделялось развитию газопровода “Ямал-Европа”, вывод на проектную мощность которого является приоритетной задачей. В 2004 г. объем транзита газа по газопроводу через территорию Белоруссии составит 23 млрд. куб. м.
  Напомним, что 12 апреля 2002 г. Правительства РФ и Белоруссии подписали межправительственные соглашения о создании равных условий в области ценовой политики и о расширении сотрудничества в газовой отрасли. В соответствии с первым соглашением Россия обязалась поставлять природный газ в Белоруссию по оптовым ценам 5-го ценового пояса РФ. В свою очередь Белоруссия в соответствии со вторым соглашением должна была обеспечить условия для создания совместного с “Газпромом” газотранспортного предприятия на базе “Белтрансгаза”.

  В первом раунде переговоров относительно “Белтрансгаза” основные разногласия были связаны с оценкой ее рыночной стоимости. В Белоруссии стоимость “Белтрансгаза” утверждена постановлением правительства на уровне около $5 млрд. В “Газпроме” же компанию оценивают в размере не более $1 млрд. Кроме того, “Газпром” планирует получить контрольный пакет акций, против чего выступает против белорусское правительство.
  Учитывая данные обстоятельства, в середине сентября 2003 г. российское правительство отменило рекомендацию “Газпрому” об определении с 1 мая 2002 г. цены на природный газ, поставляемый в Белоруссию, на уровне оптовых цен 5-го ценового пояса. “Газпром” предложил увеличить стоимость газа для Белоруссии с нынешних около $30 за 1000 куб. м до $80 за 1000 куб. м в 2004 г.
  В соответствии с действующим контрактом между ОАО “Газпром” и ОАО “Белтрансгаз”, в 2003 г. “Газпром” должен поставить в Беларусь 10,2 млрд. куб. м природного газа по цене 5-го ценового пояса РФ – 912 руб. за 1000 куб. м. На 1 ноября т.г. “Газпром” поставил почти 8 млрд. куб. м газа.

  Вывод: Белоруссия настаивает на гарантированных поставках газа по оптовой цене 5-го пояса России, при этом не выполняет обязательств по созданию совместного предприятия на основе “Белтрансгаза”, хоть соответствующие обязательства были взяты белорусской стороной при подписании соответствующего соглашения более полутора лет назад. Кроме того, есть задолженность по поставкам газа за прошлые годы. Такая постановка вопроса удивляет.
  Совершенно очевидно, что с Белоруссией нужны нормальные цивилизованные деловые отношения, означающие гарантированную оплату при гарантированных поставках газа. Это нормальная справедливая практика.
  Говоря о ситуации с “Белтрансгазом”, очевидно, что цена должна быть рыночная, а не выдуманная как сейчас.
  В целом же, говоря о перспективах союза России и Белоруссии, на наш взгляд, существует лишь одно кардинальное решение данного вопроса – полное объединение России и Белоруссии в единое государство путем либо вступления белорусских областей в федерацию с культурной автономией (образование, культура, СМИ) на территории всех этих областей (жесткий вариант по схеме Генерал-губернаторства северо-западного края), либо более мягкий вариант – как это было сделано в отношении Финляндии при существовании Российском империи.
  Настоящее объединение желательно и с экономической (расширение внутреннего рынка и усиление международных позиций), и политической точек зрения, но его механизм должен быть предельно прозрачен и жесток.