Об эффективности управления государственной собственностью РФ

in Вестник РЭО №107, Земля и недвижимость

На заседании Правительства РФ, состоявшемся 27 ноября 2003 г., обсуждались вопросы управления государственной собственностью. Открывая заседание, премьер-министр РФ М.Касьянов, в частности, заявил: “Мы должны открытым и прозрачным способом реализовывать государственную собственность, в которой не нуждается государство, и должны обеспечить доступ к этой собственности малым и средним предприятиям”. Кроме того, председатель правительства отметил, что в России пока не определены критерии, согласно которым можно определить нужно то или иное предприятие государству или нет. Поэтому он призвал разработать такие критерии, а также завершить формирование реестра госимущества.

  Как заявил первый замглавы Минимущества А.Браверман, ожидаемые доходы от приватизации и управления госимуществом в России, по итогам 2003 г., составят 131 млрд. руб. или на 50% больше, чем планировалось, сообщает “Интерфакс-АФИ”. За 10 месяцев 2003 г. они уже составили 128 млрд. руб., причем основную сумму (69%) поступлений обеспечили доходы от реализации акций, а также дивиденды на госпакет акций (9%) и от аренды (4%). А.Браверман также отметил, что решение о внесении в перечень предприятий, запланированных к приватизации на 2004 г., будет приниматься правительством в марте 2004 г. и напомнил, что оно решило ускорить темпы приватизации в России с тем, чтобы завершить этот процесс в целом в 2008 г.
  Минимущества также заявило о намерениях упростить процесс принятия решений по приватизации “некрупных” объектов. На уровень правительства предлагается выносить решения о приватизации 50-100 крупных предприятий, а решение по остальным предприятиям будут приниматься на уровне Минимущества.

  Кроме того, в результате проводимых Минимуществом проверок были выявлены случаи неэффективного использования имущества, принадлежащего федеральным унитарным предприятиям. В частности, на территории Москвы проверка 14 учреждений, в основном, вузов, показала, что не по назначению используются 42 тыс. кв. метров площадей. Неэффективно используемая недвижимость будет возвращаться в госсобственность, а средства от ее использования будут поступать в федеральный бюджет.
  На заседании правительства также была предложена новая дивидендная политика по госпакетам акций. Она будет заключаться в установлении “достаточного баланса” между поступлениями дивидендов в бюджет и объемом средств, направляемых компаниями на собственные инвестиционные программы. При этом основное внимание уделяется естественным монополиям, в частности, планируется нацеливать менеджмент на коммерческую деятельность, которая обеспечит увеличение прибыли компаний. В перспективе для каждого предприятия будет создан норматив начисления дивидендов на госпакеты акций, который будет утвержден правительством. Однако такая политика должна сочетаться с ограничением роста тарифов естественных монополий.

  Вывод: Действия правительства, направленные на эффективное использование государственной собственности, в целом можно оценивать позитивно. Трудно спорить с тем, что предприятия, в которых государство не нуждается необходимо приватизировать, а необходимые государству следует оставлять в его собственности, а также обеспечить поступления в бюджет от госпакетов акций. Тем не менее, предложенная Минимуществом политика установления “достаточного баланса” между поступлениями дивидендов в бюджет и средствами, остающимися на предприятиях для инвестиционных нужд требует особого внимания, тем более в отношении естественных монополий. Безусловно, такая мера позволит определенным образом укрепить доходную базу федерального бюджета. Но есть и оборотная сторона. Поскольку условия, в которых функционируют российские предприятия, достаточно нестабильны, то им время от времени необходимо пересматривать свою политику, в том числе инвестиционную, а установление нормативов отчисления от прибыли в бюджет (в виде дивидендов) может ограничить необходимую гибкость инвестиционной политики. Результатом может стать рост тарифов на услуги естественных монополий.

  Намерения государства возвращать в государственную собственность объекты недвижимости, используемые унитарными предприятиями не по назначению, позитивны, однако и здесь следует избегать перегибов и не отнимать, например, у учебных заведений часть помещения в середине здания. Ни государству, ни учебному заведению от этого лучше не станет. Скорее следует активизировать работу по стимулированию использования по назначению данных площадей, создавая дополнительные учебные центры.
  Перевыполнение плана по доходам от приватизации и управления государственным имуществом является следствием активной приватизационной политики правительства, что не обязательно означает более эффективное управлением имуществом, которое возможно только при условии наличия четкого обоснования необходимости приватизации каждого конкретного объекта, а также обеспечения целевого использования имущества, находящегося в госсобственности.