Новые варианты налогообложения нефтяного сектора России

in Вестник РЭО №108, Налоги, ТЭК

С 2002 г. в России применяется единая ставка налога на добычу нефти. Размер налога привязан к мировым ценам на нефть вне зависимости от того, реализуется ли сырье на внутреннем или внешнем рынках, и в настоящее время составляет 347 руб. за 1 тонну. По словам главы Минэкономразвития Г.Грефа, такая система не позволяет эффективно использовать все имеющиеся месторождения: одни получают сверх прибыли, а другие находятся на пороге рентабельности.
  Существуют два варианта решения проблемы. Один был предложен МЭРТ и заключается в установлении дифференцированных ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в зависимости от качества месторождения. Соответственно, предлагается использовать понижающий коэффициент для выработанных скважин и скважин со сложными условиями добычи, а повышающий – к скважинам с легкими условиями добычи и новым месторождениям. По данным Минэкономразвития, в настоящее время в России существует порядка 400 месторождений, которые невыгодно эксплуатировать, по этой же причине еще 4-5% ежегодно выбывают из работы. Согласно оценкам МЭРТ, с введением дифференцированных ставок по НДПИ в бюджет можно будет собирать на $1,5-3 млрд. в год больше, чем сейчас. Следует обратить внимание, что это не означает увеличения самого НДПИ на данную сумму, здесь имеется ввиду увеличение всех поступлений, так или иначе связанных с нефтяным бизнесом.

  Второй вариант был предложен Минфином и предполагает введение налога на дополнительные доходы от добычи углеводородов (НДД). Взимание налога планируется осуществлять после того, как компания возместит все понесенные на разработку проекта затраты по каждому лицензионному участку. Иными словами, будет установлен определенный порог доходности, при превышении которого будет взиматься НДД.
  Напомним, что Минфин уже предлагал ввести НДД с 2002 г., однако ряд министерств и ведомств высказался категорически против. В частности, МНС заявило, что не сможет проверить достоверность учета доходов и расходов по каждой скважине, а МЭРТ – что данный налог наказывает эффективные компании, которым удалось снизить издержки.
  Согласно Федеральному Закону “О федеральном бюджете на 2003 г.“, сумма, поступающая в федеральный бюджет от уплаты НДПИ, составляет 181,9 млрд. руб. (около $6 млрд.) или 10% от совокупных налоговых доходов, что сравнимо с поступлениями от налогов на прибыль или от взимания вывозных таможенных пошлин.

  Вывод: Бесспорно, нефтяной бизнес способен без значительного ущерба для своей деятельности увеличить отчисления в бюджет. Его налоговый потенциал гораздо выше, нежели фактическая налоговая нагрузка в настоящее время. Перед государством стоит задача разработки четкого механизма получения доходов от эксплуатации природных недр.
  Вариант, предложенный Минэкономразвития, вызывает некоторые опасения, прежде всего, в отношении определения качества месторождения. Этот вариант может спровоцировать волну коррупции в рядах чиновников, поскольку вопрос определения качества месторождения имеет субъективный характер.
  В то же время, предложение Минфина не учитывает индивидуальные особенности скважин и не стимулирует снижение затрат за счет использования современных технологий. Кроме того, введение дополнительного налога не будет способствовать повышению уровня администрирования и приведет к неоправданному увеличению количества налогов.

  Таким образом, более предпочтительным нам представляется использование дифференциации налоговых ставок в рамках уже существующего налога на добычу полезных ископаемых. При этом, в целях минимизации возможности коррупционных действий со стороны чиновников, к процессу определения качества месторождений можно было бы привлечь независимых иностранных оценщиков запасов. И хотя подобная оценка связана с определенными затратами, совокупный эффект от более оптимального распределения налоговой нагрузки на нефтяной бизнес окажется намного выше.