Перспективы создания особых экономических зон в России

in Вестник РЭО №117, Экономика

26 февраля 2004 г. на заседании Правительства РФ в целом была одобрена концепция проекта федерального закона “Об особых экономических зонах в РФ”. Как указано в концепции, под особой экономической зоной (ОЭЗ) следует понимать часть территории РФ, в пределах которой устанавливается особый режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны.
  Предполагается создание двух видов ОЭЗ:
  1.  Промышленно-производственные;
  2.  Технико-внедренческие.

Территории ОЭЗ не должны совпадать с территориями каких-либо административно-территориальных образований, однако могут находиться на территории нескольких из них, в том числе двух и более субъектов РФ. Следует отметить, что особое значение в концепции придается размерам ОЭЗ. Принимая во внимание эмпирические данные об обратной зависимости между площадью территории ОЭЗ и реальными результатами предпринимательской деятельности, установлены определенные ограничения. Промышленно-производственные зоны могут создаваться на территории не более 10 кв. км, а технико-внедренческие – не более 1 кв. км.
  Инициатива создания ОЭЗ может исходить как от субъекта РФ, так и от Правительства РФ. В любом случае, решение о создании принимает Правительство РФ.

  Управление конкретной СЭЗ будет осуществляться Дирекцией, являющейся территориальным отделением органа исполнительной власти. В частности, Дирекция должна осуществлять регистрацию резидентов ОЭЗ, которыми признаются юридические лица, зарегистрированные на территории ОЭЗ и заключившие с Дирекцией инвестиционный договор. Одним из существенных условий инвестиционного договора является объем капитальных вложений, за исключением нематериальных активов, который должен быть не менее 10 млн. евро, пересчитанных в рубли по курсу ЦБ на день согласования данного проекта.
  Особый административный режим ОЭЗ предусматривает проведение органами государственного контроля комплексных проверок, причем не реже одного раза в три года. При выявлении нарушений, выписывается предписание об устранении нарушений. Если они не устранены в течение двух последующих месяцев, то регистрация резидента ОЭЗ аннулируется.
  Особый налоговый режим устанавливается субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, то есть за счет территориальных и местных бюджетов.

  В целом перспективы создания и функционирования особых экономических зон в России были оценены весьма положительно. Например, ожидаемая средняя заработная плата в промышленно-производственных зонах равна 18 тыс. руб., а в технико-внедренческих – 20 тыс. руб.
  В итоге было решено до 15 апреля 2004 г. представить в Правительство проект закона “Об особых экономических зонах в РФ”. Особое внимание при разработке законопроекта будет уделено уточнению порядка предоставления налоговых льгот резидентам ОЭЗ, уточнению финансово-экономического обоснования в части определения затрат бюджетов всех уровней, определению функций органов исполнительной власти, с учетом разграничения между ними прав собственности и бюджетных полномочий.

  Вывод: В целом концепция закона об особых экономических зонах показалась нам достаточно сырым документом, в котором лишь отчасти видна система создания и функционирования ОЭЗ. Слишком много внимания уделено положительным результатам, которые представляются нам весьма завышенными. К настоящему моменту Россия имеет только неудачный опыт функционирования зон свободного предпринимательства, когда вместо массового притока инвестиций наблюдалась активная минимизация налоговых выплат. Льготы тогда предоставлялись по федеральным налогам, теперь же фискальную ответственность несут региональные и местные власти. Складывается ситуация, когда регионы еще не имеют цивилизованной системы формирования доходной базы, однако имеют право предоставлять значительные налоговые льготы. Таким образом, выравнивание развития регионов не будет происходить, поскольку дотационные регионы не способны отказаться от части доходной базы для предоставления налоговых льгот. Это по силам только регионам-донорам, а, значит, дифференциация по уровню развития будет усиливаться.

  На наш взгляд, целесообразность создания ОЭЗ в России весьма сомнительна. Очевидно, что нужно создавать благоприятные и равные условия для функционирования организаций (в том числе, налоговый климат) по всей территории страны, а не в отдельных ее точках. Кроме того, для иностранных инвесторов не играет существенной роли создание преференций на территории государства, им нужны нормальные условия ведения бизнеса.