Поправки в закон о банкротстве

in Вестник РЭО №118, Законы

Согласно данным Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), по состоянию на 01.01.04 г. в производстве арбитражных судов находилось 9606 дел, возбужденных в 2003 г. Кроме того, в 2003 г. было завершено производство по 43713 делам о банкротстве, в том числе 2392 дела до введения процедуры банкротства, 456 дел ввиду отсутствия признаков банкротства, 120 дел в связи с заключение мирового соглашения, 35 дел в связи с восстановлением платежеспособности.

  В процессе конкурсного производства было ликвидировано 40711 организаций-должников, при этом 80,5% организаций фактически прекратили свою деятельность, то есть их имущество заведомо не позволяло покрыть судебные расходы. Всего за 2003 г. была погашена кредиторская задолженность на сумму 26,3 млрд. руб.

  На заседании Правительства РФ, состоявшемся 26 февраля кабинет министров утвердил концепцию и техническое задание на разработку законопроекта, вносящего поправки в действующее законодательство, касающееся процедуры банкротства, в том числе в сам Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)”.

  Одним из основных недостатков действующей системы банкротства признаются жесткие требования по срокам выплаты задолженности по обязательным платежам. В настоящий момент время допустимое для рассрочки осуществления платежей равняется 6 месяцам, которое считается слишком коротким с точки зрения выполнения своих обязательств перед кредиторами. Предлагаемые поправки содержат нормы, увеличивающие срок выплаты данной задолженности до 1 года.

  Известны случаи откровенных пробелов в законодательстве, например, согласно нормам закона о банкротстве, график погашения задолженности по обязательным платежам в системе финансового оздоровления и мирового соглашения должен увязываться с нормами налогового законодательства. Однако законы о налогах и сборах не содержат основания и порядок для принятия подобных решений.
  Кроме того, действующий закон “О несостоятельности (банкротстве)” предусматривает, что все требования по обязательным платежам в бюджетную систему в целом представляет ФСФО, однако, не определено, каким образом должны учитываться мнения МНС и Минфина РФ, хотя именно эти ведомства отвечают за формирование доходной части, по крайней мере, федерального бюджета. Однако окончательно определить конкретные функции министерств на заседании Правительства РФ так и не удалось, в результате было принято решение о переносе внесения законопроекта на рассмотрение кабинетом министров на апрель 2004 г.

  Вывод: Несмотря на имеющиеся сдвиги в направлении совершенствования процедур банкротства в РФ, на практике остаются определенные барьеры для полноценной работы системы. В этом отношении понимание существующих проблем, по крайней мере, профильным ведомством (ФСФО), внушает оптимизм. Решение о продлении времени рассрочки по обязательным платежам в бюджет в целом можно считать неплохим, однако не стоит забывать о том, что государство такой же кредитор должника как хозяйствующие субъекты и пренебрежение его интересами может привести к существенному недополучению доходов. В этом отношении учет мнения главных финансовых ведомств страны можно считать верным.

  Одновременно, предлагаемые поправки в законодательство не содержат решения проблемы полноценного участия государственных органов в процедурах банкротства. Если на федеральном уровне планируется участие МНС и Минфина, то роль региональных органов власти, в случае наличия задолженности в региональный бюджет абсолютно не затрагивалась. Эта проблема требует самого тщательного рассмотрения, однако решение здесь далеко не очевидно, поскольку участие в процедурах большого количества представителей региональных властей приведет к затягиванию процесса.