Исполнение федерального бюджета России в I квартале 2005 г.

in Вестник РЭО №165, Бюджет

В соответствии с показателями, утвержденными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" доходы федерального бюджета по итогам т.г. составят 3326,04 млрд. руб. или 17,8% ВВП. Запланированный объем расходов составляет 3047,93 млрд. руб. или 16,3% ВВП. Таким образом, профицит федерального бюджета должен составить 278,11 млрд. руб. или 1,5% ВВП.

Согласно опубликованному Минфином РФ оперативному отчету об исполнении федерального бюджета за январь-март 2005 г. его доходы в I квартале составили 1199,06 млрд. руб., что на 48% превышает объемы утвержденной бюджетной росписи поступлений на I квартал. Отметим, что данный объем включает поступления от дополнительно начисленных налогов и сборов по компании "Юкос". Без их учета поступления в федеральный бюджет за рассматриваемый период 2005 г. составили 960 млрд. руб. (превышение над утвержденной бюджетной росписью составило 18,5%).

Поступления налоговых доходов и прочих обязательных платежей, находящихся в компетенции Федеральной налоговой службы, по итогам I квартала т.г. составили 684,7 млрд. руб., (на 56,7% превышает утвержденную бюджетную роспись). Дополнительно начисленные налоги и сборы по компании "Юкос" в федеральный бюджет составили 151,5 млрд. руб., в том числе по НДС – в сумме 137,5 млрд. рублей и по налогу на прибыль организаций – 14,0 млрд. руб. Без учета этих поступлений превышение росписи составляет 22%.

Доходы федерального бюджета, входящие в компетенцию Федеральной таможенной службы составили 384,9 млрд. руб., превысив роспись на 17,3%. Доходы, входящие в компетенцию других федеральных органов по итогам I квартала 2005 г. составили 121,6 млрд. руб., или 322,0% к росписи на I квартал т.г.

Объем профинансированных расходов федерального бюджета в январе-марте т.г. составил 811,32 млрд. руб. или около 96% уточненной бюджетной росписи на I квартал 2005 г. При этом кассовые расходы составили 673,79 млрд. руб. (79,6% от росписи). Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 78 млрд. руб. (11,6% от общих кассовых расходов), в том числе внутренний долг – 14,7 млрд. руб., внешний долг – 63,3 млрд. руб.

Таким образом, размер профицита федерального бюджета составил 525,8 млрд. руб., тогда как бюджетной росписью на I квартал предполагалось наличие дефицита в 36 млрд. руб. Отметим, что общий профицита, установленный федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" составляет 278,1 млрд. руб. Отношение федерального профицита к ВВП в I квартале т.г. составил 12,4%, притом, что законом предусматривалось 1,5% на 2005 г. в целом.

Объем стабфонда на 1 января 2005 г. по данным Минфина РФ составил 522,3 млрд. руб. Сумма свободных остатков, перечисленных в стабфонд в январе, составила 218,4 млрд. руб., при этом из средств фонда в том же месяце полностью была выплачена задолженность России перед МВФ в объеме 93,5 млрд. руб. По информации Минфина, в феврале-марте т.г. объем стабфонда возрос на 60,3 млрд. руб. и 60,95 млрд. руб. соответственно за счет доходов января-февраля. В результате проведенных операций в I квартале 2005 г. по состоянию на 1 апреля 2005 г. объем стабфонда России составил 768,45 млрд. руб.

Вывод: Динамика основных показателей формирования и расходования средств федерального бюджета в I квартале 2005 г. определялась как небывало благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (в частности, уровень цен на российскую нефть в среднем за I квартал, по нашим оценкам составил около 43 $/барр.), так и поступлением средств налогов и сборов с компании "Юкос". Однако, как следует из отчета Минфина РФ, поступления в стабфонд осуществляются с лагом в 1 месяц, то есть в январе-марте 2005 г. стабфонд формировался за счет поступлений от цены на нефть, сложившейся в декабре 2004 г. – феврале 2005 г. Таким образом, с учетом сохранения цен на нефть на рекордном уровне вплоть до последнего времени, можно ожидать значительных объемов поступлений в стабфонд на протяжении как минимум всего I полугодия.

В таких условиях сохранение определенного консерватизма в расходных обязательствах оказывает позитивное воздействие на общую макроэкономическую ситуацию, в частности, на инфляционные вопросы. В очередной раз заметим, что мы выступаем против резкого повышения цены отсечения в стабфонд России (с 20 $/барр. сейчас – до 27 $/барр.) для финансирования государственных инвестиций. Максимальным уровнем в 2006 г. могла быть цена в 23 $/барр. Более перспективным путем развития в настоящее время, на наш взгляд, является активизация долговой политики, поскольку государственный долг нашей страны не является оптимальным, а с учетом объявленного досрочного погашения долга перед Парижским клубом летом 2005 г. в объеме $13 млрд. его размер становится неадекватным размеру российской экономики. Кроме того, давно назревшей является необходимость создания ликвидного рынка внутренних государственных ценных бумаг.