Итоги бюджетно-налоговой политики в 2004 г.

in Вестник РЭО №169, Бюджет, Налоги

Одним из наиболее заметных и остро обсуждаемых событий в области фискальной политики в 2004 г. стало вступление в силу главы 13 Бюджетного кодекса РФ "Стабилизационный фонд Российской Федерации" (стабфонд), предусматривающей формирование и отдельный учет фонда денежных средств, образующегося в результате превышения цены на нефть "Urals" уровня 20 долл./барр. Источниками средств являются соответствующие поступления от НДПИ, экспортных пошлин, а также переходящие остатки федерального бюджета на очередной финансовый год. Таким образом, профицитная бюджетная политика на федеральном уровне обрела конкретную форму.

Законодательством устанавливается базовый объем стабфонда (500 млрд. руб.), который подлежит расходованию исключительно в случае возникновения дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже 20 долл./барр. Расходование средств свыше 500 млрд. руб. также допускается при внесении соответствующих статей в Закон о федеральном бюджете.

На фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в 2004 г., объем стабфонда увеличился до 522,3 млрд. руб. на начало 2005 г.

Всего доходы федерального бюджета в 2004 г. возросли по сравнению с предыдущим годом на 18,6% в реальном выражении и составили 20,4% ВВП (19,5% ВВП в 2003 г.) или 3426,3 млрд. руб., в том числе налоговые доходы с учетом ЕСН увеличились в реальном выражении на 18% и составили 18,8% ВВП (18,1% в 2003 г.) или 2712,1 млрд. руб.

Объем расходов федерального бюджета за прошедший год в реальном выражении увеличился на 2,3% – до 16,1% ВВП или 2695,6 млрд. руб. (17,8% ВВП или 2358,6 млрд. руб. в 2003 г.), в том числе непроцентные расходы возросли на 4,3% и составили 14,9% ВВП или 1490,9 млрд. руб. (16,2% ВВП или 2137,7 млрд. руб. в 2003 г.). Ниже на рисунке представлена динамика доходов и расходов федерального бюджета в % к ВВП.

Опережающий рост доходной части федерального бюджета в 2004 г. говорит о некотором ужесточении бюджетной политики в 2004 г. Однако усиление налоговой нагрузки пришлось в основном на сырьевой сектор экономики, тогда как для большинства прочих отраслей она практически не изменилась.

В качестве главных налоговых решений можно отметить отмену регионального налога с продаж, снижение ставки НДС до 18%, установление прогрессивного налогообложения нефтяного сектора экономики.

Вывод: Введение в действие механизма аккумулирования средств в стабфонде, безусловно, позитивно сказалось на укреплении доверия к проводимой в России бюджетно-налоговой политике как со стороны иностранных инвесторов, так и среди внутренних экономических агентов. Стабфонд оказал, пожалуй, решающее воздействие на решение основных трех рейтинговых агентств о присвоении России инвестиционного рейтинга. Существование стабфонда показывает, что федеральный бюджет обладает резервом, который в любой момент может быть использован на погашение долговых обязательств РФ при внезапном сокращении доходной базы.

С учетом прогнозируемых рекордных уровней цен на нефть, текущая цена отсечения средств в стабфонд (20 долл./барр.) требует пересмотра. Вместе с тем, с целью недопущения резкого изменения бюджетной политики в рамках одного финансового года, повышение цены должно быть умеренным, поскольку значительное увеличение расходной (непроцентной) части федерального бюджета может стать серьезным фундаментальным препятствием в борьбе с инфляцией.

В отношении последних налоговых инициатив, мы против дальнейшего снижения ставки НДС (18% – предельный уровень), поскольку поступления по данному налогу практически неэластичны к снижению ставки. Результатом подобного решения станет только выпадение доходов федерального бюджета.

В ближайшие годы мы склонны ожидать существенного ослабления бюджетной политики в результате ускорения роста непроцентных расходов (в основном, на социальную сферу). Этот путь, несмотря на инфляционные риски, является неизбежным по причине достаточно низкого уровня доходов значительной части населения. Необходимо существенным образом увеличивать средние и минимальные размеры пенсий, уровня оплаты труда в бюджетной сфере. Кроме того, законодательно, наконец, установить минимальный размер оплаты труда на уровне прожиточного минимума и принять ряд других мер, направленных на повышение уровня жизни российских граждан.

Достижение уровня инфляции в ближайшие годы даже в 7-8%, по нашему мнению, трудно достижимо. Причина – низкий уровень жизни населения. Любое незначительное увеличение доходов большинства граждан приводит их на потребительский рынок и препятствует снижению инфляции. Таким образом, только при условии резкого повышения уровня жизни населения можно добиться снижения инфляционных рисков в будущем, когда дополнительные доходы граждане будут направлять на сбережения, а не на потребление.