Анализ динамики и основных факторов роста цен на бензин в январе-августе 2005 г.

in Вестник РЭО №179, Экономика

По данным Росстата, потребительские цены на бензин в январе-августе 2005 г. выросли в целом на 6,7% относительно декабря 2004 г., индекс цен производителей составил 9,7%. По сравнению с августом 2004 г. бензин подорожал на 17,2%.

В то же время, за неделю с 5 по 12 сентября рост розничных цен на бензин в среднем по стране составил 3,2%, с 12 по 18 сентября повышение цен составило 2%.

Увеличение средних цен на автомобильный бензин было зарегистрировано в 73 центрах субъектов РФ, но при этом носило весьма неравномерный характер. Так, в Москве бензин за неделю c 5 по 12 сентября подорожал на 4,9%, в то время как в Санкт-Петербурге цены на бензин выросли за тот же период всего на 0,8%.

В целом с начала т.г. повышение розничных цен на бензин в Москве составило в среднем 18%, в то же время оптовые цены в Москве/Московской области выросли более, чем на 45%.

В связи с резким подорожаем бензина 19 сентября т.г. состоялось совещание главы Минпромэнерго В.Христенко с представителями крупнейших нефтяных компаний. Как известно, итогом совещания стало добровольное обязательство нефтяных компаний не повышать розничные цены на бензин на внутреннем рынке. В то же время ситуация относительно оптовых цен на бензин по-прежнему остается неясной.

В качестве наиболее значимых причин существенного скачка цен обычно называются несовершенство налоговой системы (экспортные пошлины и НДПИ привязаны к мировым ценам на нефть и определеются с двухмесячным лагом), рост мировых цен на нефть, а также высокая степень монополизации сектора нефтедобычи и нефтепереработки.

Согласно существующим данным, основные факторы, определяющие средневзвешенную цену на АИ-92, представлены в следующих пропорциях:

На первый взгляд, роль НДПИ в формировании розничных цен не столь значительна, однако следует отметить, что если в мае т.г. НДПИ составлял 1598 руб., то в августе его величина выросла уже до 2272,9 руб.; увеличение в данном периоде составило 42,2%. Таким образом, приведенное значительное увеличение НДПИ могло спровоцировать рост конечных цен  на 5-6%.

В целом же с начала 2005 г. НДПИ вырос более чем в 2 раза. Цены производителей на нефть на внутреннем рынке в январе-июле т.г. выросли на 28,9%, а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом – на 32,7%.

Очевидно, что некоторое время у АЗС была возможность относительно плавно увеличивать рост розничных цен за счет сокращения собственной маржи. Однако в связи с существенным ростом НДПИ и оптовых цен в августе текущего года влияние данных факторов стало критичным для розничных продавцов. Поэтому, с учетом невысокой эластичности конечного спроса на бензин, рост цен в августе-сентябре выглядит вполне логичным.

Кроме того, отметим, что в I полугодии 2005 г. экспорт бензина вырос на 27,6% относительно АППГ, тем самым, оказав некоторое влияние на сокращение предложения на внутреннем рынке. Доля экспорта в общем объеме произведенного бензина увеличилась с 16,1% в I полугодии 2004 г. до 19,7% по итогам I полугодия т.г.

Вывод: Исходя из представленных выше статистических данных, можно сделать вывод, что существует комплекс факторов, оказывающих в текущем году непосредственное влияние на динамику цен на бензин. В первую очередь росту розничных цен способствовало:

·        повышение мировых цен на нефть, которое с учетом существующей налоговой системы (в применении к НДПИ) оказало наиболее существенное влияние на рост внутренних цен;

·        некоторое увеличение издержек по добыче, транспортировке и переработке нефти;

·        сезонное повышение спроса на бензин в связи с проведением сельскохозяйственных работ;

·        увеличение экспорта также сказалось на внутренних ценах, однако данное влияние было незначительным;

·        слабая конкуренция на рынке производства и переработки нефти.

Представляется, что инициированное правительством картельное соглашение между нефтяными компаниями может оказать стабилизирующий эффект лишь в краткосрочном периоде, однако в долгосрочной перспективе от правительства требуется принятие более кардинальных мер в данной области. Прежде всего, необходимо изменить порядок начисления НДПИ, а также в будущем рассмотреть возможность выделения специальных субсидий на покупку ГСМ для сельскохозяйственных производителей.