Реформа обязательного медицинского страхования в РФ: проблемы и перспективы

in Вестник РЭО №128, Реформы

12 мая т.г. в Москве состоялся форум “Медицинское страхование”, на котором обсуждалась грядущая реформа системы обязательного медицинского страхования в стране. К сожалению, официальные представители Министерства здравоохранения и социального развития не приняли участия в работе форума и формально не проявили интереса к замечаниям и предложениям страховщиков. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что неофициальные представители главы Минздрава РФ М.Зурабова в лице Л.Смоляниновой и Т.Садковской – заместителей генерального директора страховой компании “Макс”, которую длительное время возглавлял М.Зурабов, на форуме все же присутствовали.

  Основную информацию о судьбе многострадального законопроекта “Об обязательном медицинском страховании” присутствующим страховщикам представил руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) И.Ломакин-Румянцев. Он сообщил, что разработанный Минэкономразвития законопроект, концепция которого была год назад одобрена Правительством М.Касьянова, был признан “нежизнеспособным” и полностью отвергнут вплоть до концепции новым Правительством М.Фрадкова из-за невозможности согласовать и устранить основные противоречия, которые возникли между основным разработчиком (Минэкономразвития) и Министерством финансов.
  Между тем, согласно информации БПИ, М.Зурабов еще в 2001 г. начал разрабатывать свою концепцию реформы ОМС, отличную от официально проводимой Правительством. С 2003 г. он, будучи руководителем Пенсионного фонда России (ПФР), приступил к ее реализации, став инициатором программы пилотного эксперимента по ее внедрению в 24 регионах страны. Согласно этой программе, ПФР из собственных средств финансировал медицинскую помощь неработающих пенсионеров, перечисляя деньги ПФР в территориальные фонды ОМС. Примечательно, что в половине этих регионов обязательным медицинским страхованием занималась вышеупомянутая компания “Макс”.

  Как ни странно, Минздрав не воспользовался возможностями форума страховщиков для их ознакомления с проектом новой концепции М.Зурабова взамен отвергнутой, которую необходимо представить в Правительство в ближайшее время (то есть уже в мае). Несмотря на завесу секретности, некоторые контуры новой модели вырисовываются из анализа действий и ряда выступлений самого М.Зурабова и представителей страховой компании “Макс”, а также из выступления руководителя ФССН И.Ломакина-Румянцева.
  Во-первых, будет предпринята попытка окончательно сделать выбор между социальным и страховым принципами, на которых будет базироваться новая модель ОМС. ФССН придерживается точки зрения, согласно которой система ОМС должна быть полностью переведена “на страховые рельсы”. Со слов Ломакина-Румянцева, необходимо сокращение обязательств государства в системе ОМС, переход к страховым платежам и соплатежам населения при получении ими дополнительных, негарантированных базовой программой ОМС, медицинских услуг. Страховщики же должны получить право на франшизу, то есть определение по условиям страхования части убытков, не подлежащих возмещению страховщиком и покрывающихся за счет государства.

  Во вторых, наряду со значительным сокращением государственных обязательств по оказанию населению бесплатных медицинских услуг, по-видимому, придется расстаться из-за невозможности реализации и с декларированным в законопроекте Минэкономразвития (на практике никогда не действующим) правом пациента на выбор страховой компании, медицинского учреждения и лечащего врача.
  В связи с поправками в закон “Об организации страхового дела в РФ” существенно ужесточаются требования к страховым организациям, занимающимся ОМС, в частности к размерам уставного капитала (более 10 млн. руб.). Согласно этой норме, из 165 страховых компаний 161 организация останется без лицензий, то есть потеряют право заниматься медицинским страхованием. На плаву останутся только 4 крупные центральные страховые компании, “приближенные к Правительству” (по выражению выступавших на форуме), в том числе и СК “Макс”, которые поделят между собой весь медицинский страховой рынок.

  Вывод:

1.    Совершенно очевидно, необходим пересмотр ранее утвержденной концепции реформы медицинского страхования с отказом от сосуществования элементов двух моделей ОМС (социальной и страховой) и полным переходом на страховые принципы.

2.    При работе над новой концепцией реформы ОМС Минздраву необходимо учесть все сильные стороны законопроекта, разработанного Минэкономразвития, которые, безусловно, существуют.

3.    Следует приветствовать решимость властей отказаться от существующих мифов о всеобщей бесплатности нашего здравоохранения. Необходимо разработать реально обеспеченную ресурсами программу государственных гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, дифференцированной по видам медицинских услуг и категориям граждан, наиболее в них нуждающихся.

4.    Ограничение прав граждан в выборе страховой организации, медицинского учреждения и лечащего врача, по-видимому, является вынужденной мерой на период становления медицинского страхового дела в России и должно быть после проведения детального анализа официально признано и зафиксировано в законе.

5.       Новая, разработанная М.Зурабовым концепция реформы ОМС должна быть публично обсуждена широким кругом участников системы (врачами, экспертами обществ защиты прав пациентов, страховщиками, работниками фондов, представителями управлений здравоохранения и финансов на различных уровнях).

6.    Необходимо принять действенные меры по предотвращению монополизации и раздела страхового рынка и созданию условий для реальной конкуренции между страховыми компаниями.

Президент Центра
экономико-социальных исследований (ЦЭСИ)                                                                                                    д.м.н. Б.А.Денисенко