Новые инициативы в области пенсионного реформирования

in Вестник РЭО №120, Население, Пенсионная реформа, Реформы

19 марта т.г. прошло заседание совместной коллегии Минфина РФ и Минэкономразвития РФ, на которой Минфин РФ предложил новый порядок финансирования накопительной части пенсии в условиях снижения с 2005 г. эффективной ставки единого социального налога (ЕСН) с 30% до 26%, сообщает “Интерфакс-АФИ”.
  Как заявил министр финансов РФ А.Кудрин, предлагается освободить граждан 1953-1967 гг. рождения от обязательной уплаты отчислений на финансирование накопительной пенсии, которые сейчас составляют 2%. Для граждан после 1967 г. рождения предлагается сохранить до 2007 г. включительно отчисления в размере 4%, а с 2008 г. увеличить их до 6%.

  “Мы посчитали необходимым для будущих пенсионеров средних возрастов предложить не уплачивать накопительную часть, они будут обеспечиваться распределительной частью пенсии, а молодым – простимулировать более высокий уровень накоплений в 2008 г.”, – сказал А.Кудрин.
  Эти меры, по его словам, предлагается дополнить введением дополнительного добровольного платежа в накопительную часть пенсии в размере 4%. При уплате этого дополнительного платежа государство будет увеличивать права на получение пенсии на 2% дополнительно, но не менее чем на 2 тыс. руб. в момент выхода гражданина на пенсию.

  А.Кудрин подчеркнул, что при выработке этих предложений ведомства отказались рассматривать вариант обязательного увеличения платежей на накопительную часть пенсии. “Каждый гражданин должен самостоятельно заботиться о своей будущей пенсии”, – подчеркнул глава Минфина. “Кто добровольно выберет этот сценарий – увеличит свое пенсионное обеспечение при выходе на пенсию”, – сказал министр.
  По его словам, помимо дополнительного платежа предлагается еще одна опция: если гражданин выберет вариант более позднего выхода на пенсию, он сможет капитализировать свою будущую пенсию.

  А.Кудрин подчеркнул, что новый механизм финансирования накопительной части пенсии позволит существенно увеличить соотношение пенсий будущих пенсионеров к среднему уровню заработной платы. В настоящее время, по его словам, этот показатель составляет порядка 30%. В рамках новой схемы, по словам министра, у граждан, выбравших только страховую часть пенсии, будет соотношение пенсии к зарплате на уровне 20%, у получающих накопительную пенсию – 40%, у получающих добровольную накопительную часть пенсии – 51%. С учетом дополнительных прав пенсионеров в связи с софинансированием государства по добровольной части пенсии соотношение пенсии к зарплате достигнет 57%. “Таким образом, мы можем выйти на необходимый уровень пенсионного обеспечения. Тем самым снижение ЕСН и сокращение доходов внебюджетных фондов не приведет к сокращению социального обеспечения”, – подчеркнул А.Кудрин.

  Вывод: Анализируя новые инициативы в области пенсионного реформирования, прежде всего, следует сказать о том, что последовательность в реализации реформы со стороны правительства не прослеживается.

  Пенсионная реформа относится к числу важнейших и приоритетных направлений реформирования российской экономики. Соответственно, все решения в данной области должны укладываться в общую схему реформирования, а не противоречить друг другу. В частности, изначально было провозглашено об участии в накопительной системе граждан, начиная с 1953 года рождения (для мужчин и с 1957 г. – для женщин), теперь же, судя по прозвучавшим инициативам, эти люди отсекаются от участия.
  Таким образом, первые граждане, участвующие в накопительной системе выйдут на пенсию в 2027 г. (а не в 2013 г., о чем сообщалось первоначально).

  Центральным моментом из прозвучавшего следует считать введение дополнительного добровольного платежа в накопительную часть пенсии в размере 4%. Государство будет стимулировать данную схему путем дополнительного платежа в размере 2%, но не менее 2 тыс. руб. Последнее не поддается осмыслению, поскольку мы можем только догадываться что будут представлять из себя к 2027 г. 2 тыс. рублей.
  Непонятно, почему правом на капитализацию хотят наделить только граждан, выбравших более поздний выход на пенсию, это при нашей-то средней продолжительности жизни, когда люди (особенно, мужчины) не доживают даже до пенсионного возраста. Что здесь стимулируется в таком случае – неясно.
  Очевидно, что пенсионное реформирование должно согласовываться с реформой медицинского и социального страхования, основы проведения которых еще не определены. То есть установить структуру ЕСН без расчета потребностей государства в финансовых ресурсах для проведения вышеуказанных реформ нельзя. 

Мы не будем дальше останавливаться на сказанном на коллегии. Возможно, данные заявления носят характер лишь инициатив и не будут реализованы в данном виде. В любом случае, подобные заявления настораживают.