Пенсионная реформа в России: перспективы дополнительного пенсионного обеспечения

in Вестник РЭО №125, Население, Пенсионная реформа, Реформы

21 апреля Правительство РФ поручило министерствам и ведомствам в течение двух недель доработать проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с введением дополнительного пенсионного страхования”, который предполагает участие государства в выплате страховых премий гражданам, осуществляющих добровольные взносы в накопительную систему, сообщает “Интерфакс-АФИ”.
  Одобренные правительством изменения в пенсионную реформу предусматривают исключение с 2005 г. из накопительной пенсионной системы граждан старше 1967 г. рождения, за которых работодатель пока выплачивает в накопительную часть пенсии 2% от заработка. В соответствии с новыми предложениями, все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в 2002-2004 гг., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в НПФ.

  Помимо этого модернизация пенсионной системы предусматривает возможность для граждан добровольно уплачивать в накопительную пенсионную систему 4% от зарплаты. Эти средства будут освобождаться от подоходного налога и, в случае принятия гражданином такого решения, при выходе на пенсию государство из средств федерального бюджета добавляет к их накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. рублей в год. Этот механизм будет действовать в случае, если заработная плата работника не превышает 100 тыс. руб. в год. При этом при зарплате более 8 тыс. руб. граждане смогут отчислять менее 4%, но размер платежа не может быть меньше чем 4% от 8 тыс. руб. Однако данные расчеты пока не являются окончательными до полной доработки законопроекта.
  В то же время для лиц 1967 г. рождения и моложе предлагается сохранить до 2007 г. включительно отчисления в размере 4% на финансирование накопительной части, а дальнейшее увеличение отчислений в накопительную пенсионную систему до 6% от заработка передвинуть с 2006 на 2008 г.

  Кроме того, правительство также предполагает подключить к участию в дополнительном пенсионном страховании страховые компании. Однако это не произойдет с 2005 г. Страховые компании будут представлять не только накопительное, но и рисковое страхование. В этом случае застрахованный сможет получить значительную компенсацию в случае инвалидности или смерти до наступления пенсионного возраста. По мнению главы Минздрава РФ М.Зурабова, включение страховщиков в эту систему будет стимулировать развитие классического страхования жизни в России. Также было высказано предложение о внесении изменений в пенсионное законодательство для обеспечения возможностей граждан подавать заявления в Пенсионный фонд о выборе управляющей компании в течение всего года. По словам М.Зурабова, компенсация средств из федерального бюджета на выплату страховых премий гражданам, принимающих участие в будущей системе добровольного пенсионного страхования, в первый год действия такой системы не превысит 1 млрд. руб.

  Вывод: Наиболее существенной из озвученных инициатив является предоставление возможности добровольного перевода гражданином части средств из зарплаты. Мера совершенно правильная мера. Однако одного этого шага явно недостаточно. Для того чтобы данный механизм начал эффективно функционировать, государство должно провести целый комплекс мероприятий, в частности, по разъяснению гражданам того, почему важно самостоятельно осуществлять перечисления. Как мы неоднократно писали (подробнее см. спецдоклад РЭО “Пенсионная реформа в России?”), важно это потому, что именно таким образом можно достичь появления заинтересованности у граждан в накоплениях на пенсию, появляется возможность участвовать в управлении собственными пенсионными средствами. В нынешней системе такая возможность гражданину не предоставляется, соответственно, уровень его заинтересованности в инвестировании остается невысоким. Об этом косвенно свидетельствует количество граждан, которые в большинстве случаев по умолчанию предпочли государственную управляющую компанию при выборе УК для управления средствами пенсионных накоплений (в 2003 г. только 1,75% населения, участвующих в накопительной системе, выбрали негосударственные управляющие компании).

  Размер премии за добровольные отчисления, на наш взгляд, достаточно существенный – надбавка на 50% (то есть 4% гражданин отчисляет сам и на 2% его премирует государство). Другой вопрос, в случае, если все перейдут на предлагаемую добровольную систему, откуда государство возьмет столько средств для стимулирования граждан?

  Совершенно очевидно, что государство должно всячески стимулировать граждан самостоятельно заботиться о своей будущей пенсии, активно развивать сектор частного пенсионного обеспечения и постепенно перекладывать обязательства на него, сначала в равных долях с постепенным сокращением доли, финансируемой государством (что имеет место в большинстве развитых стран мира). Но пока об этом говорить еще рано, потому что необходим переходный период, пока не произойдет смена поколений. Кроме того, в настоящий момент можно говорить о том, что государство возьмет на себя дополнительные обязательства в связи с тем, что правительство решило исключить граждан среднего возраста (до 1967 г. рождения) из накопительной системы и перевести их в распределительную.