Системы государственного и частного пенсионного обеспечения: мировой опыт
- Войдите чтобы оставить комментарии
В большинстве стран частные групповые пенсионные системы предшествовали созданию обязательных систем пенсионного страхования. Групповые пенсионные системы создавались главным образом предпринимателями, заинтересованными в том, чтобы удержать работников на своих предприятиях. Такие системы принимали форму либо обществ взаимопомощи, либо пенсионных систем отдельных предприятий или группы предприятий. Устанавливаемые законодательным путем государственные системы пенсионного обеспечения, которые постепенно появлялись в промышленно развитых странах, очень часто являлись следствием мер, предпринимавшихся с целью закрепления и стабилизации существовавших частных систем и, конечно, для расширения охвата населения такими системами.
Действительно, достижение Бисмарка, который традиционно рассматривается как создатель государственного обязательного социального страхования, состояло в том, что он объединил в государственную систему движение частных обществ взаимопомощи (фондов пенсионного обеспечения) и технику частного страхования (в частности, страхования жизни). Будучи соединены вместе, эти две составляющие легли в основу государственных систем обязательного пенсионного страхования, которые получили широкое распространение в первой половине XX века.
В настоящее время частные пенсионные системы, существующие в различных странах, сильно отличаются по своему характеру, размерам и охвату населения.
Пенсионные системы промышленно развитых стран с рыночной экономикой сегодня действуют в основном на трех различных уровнях:
а) государственные обязательные системы, которые обеспечивают всем граж- данам или большей части экономически активного населения доход, заменяющий прежний заработок после прекращения трудовой деятельности;
б) сеть профессиональных и других негосударственных систем, которые допол- няют государственные системы и предназначаются для обеспечения дополнительного дохода в случае прекращения трудовой деятельности (помимо пенсий по государственным системам) для отдельных профессиональных групп;
в) “свободное” пространство, в котором человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода в конце активной трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования.
Здесь сразу же необходимо отметить один важный момент. В то время как в одних странах законодательство продолжает обеспечивать правовой базой единственную систему, в других странах законодательство создает правовую базу для дуалистической системы, задавая, таким образом, направление для развития двух установленных сверху систем или комбинированных систем. Одна, как правило, гарантирует скромный уровень всеобщего или почти всеобщего пенсионного обеспечения (например, ограниченного экономически активным населением), в то время как другая обеспечивает дополнительные надбавки к пенсиям.
Основные государственные системы пенсионного обеспечения можно разделить на три категории в соответствии с их предполагаемыми целями:
1. Государственные системы, предусматривающие высокую степень возмещения дохода
Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35-45 лет), имеют право на пенсию в размере, значительно превышающем 50% их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. Использование верхнего предела заработка для уплаты страховых взносов может, однако, вести к снижению относительного размера пенсии для застрахованных лиц с высоким уровнем заработка. К этой категории могут быть отнесены государственные системы пенсионного обеспечения следующих стран: Австрия, Бельгия, Испания, Италия, Германия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция.
В качестве примеров можно отметить, что в Германии размер пенсии составляет 60% заработка для лиц, уплачивавших страховые взносы в течение 40 лет, в Австрии – 79,5% заработка при условии уплаты взносов в течение 45 лет, в Италии - 80% заработка при условии уплаты взносов в течение 40 лет и в Испании – 100% заработка при условии уплаты взносов в течение 35 лет. Во Франции совокупный размер пенсии по двум системам при наличии полного периода страхования составляет 70% заработка, в Швеции – более 60% и в Швейцарии – 60%.
2. Государственные системы, предусматривающие среднюю степень возмещения дохода
Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35-45 лет) имеют право на пенсию в размере, близком к 50% их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. Как и в предыдущей категории, использование верхнего предела заработка для уплаты страховых взносов может, однако, вести к снижению относительного размера пенсии для застрахованных лиц с высоким уровнем заработка. К этой категории могут быть отнесены основные государственные системы пенсионного обеспечения следующих стран: Нидерланды, Новая Зеландия, США, Великобритания, Дания, Норвегия, Япония.
В Нидерландах пенсия по государственной системе выплачивается в фиксированном размере, равном минимальной заработной плате. В Норвегии, начиная с основной пенсии в фиксированном размере, ее общий размер изменяется в зависимости от величины заработка: менее 50% заработка и выше при относительно высоких его размерах, и значительно выше в остальных случаях.
3. Государственные системы, предусматривающие низкую степень возмещения дохода
Выходящие на пенсию лица, имеющие полный период страхования или проживания в стране (35-45 лет) имеют право на пенсию в размере менее 50% их заработка в соответствии с установленными в стране правилами его определения. К этой категории могут быть отнесены пенсионные системы следующих стран: Австралия, Ирландия, Канада.
Государственные системы пенсионного обеспечения Австралии и Ирландии предусматривают пенсии в фиксированном размере. При этом в Австралии назначение пенсии зависит от результатов проверки имеющихся средств к существованию.
Кроме того, в развитых странах действуют факторы, ведущие к сближению государственных и частных систем, в частности, создается более четкая правовая основа для частных систем. По мере того, как частные системы развиваются, они в целом ряде отношений все в большей степени воплощают в себе черты основных систем. Это явление отмечается во многих странах и особенно во Франции.
Другим проявлением связи между государственным и частным секторами является тот факт, что в национальной политике в сфере пенсионного обеспечения все в большей степени принимаются во внимание пенсионные права, приобретаемые из всех источников. Некоторые страны, таким образом, установили желаемые общие пенсионные цели, достигаемые путем совместных усилий государства и частных структур. В Нидерландах, например, созданный в 1969 г. пенсионный комитет рекомендовал, чтобы совокупный размер государственной и частной пенсии составлял 70% заработка перед выходом на пенсию. В Швейцарии законодательством об обязательном профессиональном страховании предусматривается увязка размеров пенсий по данной системе с государственной системой пенсий в фиксированном размере таким образом, чтобы совокупные выплаты по двум системам в среднем составляли 60% заработка.
Большое значение имеет партнерство между государством и отдельными гражданами, поскольку нет никаких сомнений относительного того, что именно такое партнерство является наиболее перспективным в будущем, учитывая, что основная масса населения с низкими и средними доходами полагается на национальную солидарность в старости, в то время как более обеспеченные лица имеют возможность в течение своей активной жизни делать существенные отчисления для обеспечения своей старости.
Вывод: Анализ мирового опыта создания систем пенсионного обеспечения показывает, что все более активно наблюдаются процессы сближения позиций государственных и частных пенсионных систем. Правительства развитых стран прямо заинтересованы в создании мощного частного института дополнительного пенсионного обеспечения, что позволяет снизить социальную нагрузку на государство. Ведь основная цель проведения любой государственной политики – поддержание и повышения благосостояния населения. Таким образом, возникает система партнерства между частными и государственными институтами в социальном секторе. При этом правительство создает благоприятные условия для развития частного сектора в данной области, но в тоже время четко регулирует всю систему. В результате в совокупности всех устраивает такая система: и правительство, и частные компании пенсионного обеспечения, и граждан.
Что касается текущих процессов пенсионного реформирования в России, то совершенно не прослеживается какой-либо определенной линии реформы. Если на теоретическом уровне еще понятно, что должна быть создана пенсионная система на основе рыночных механизмов, то на практике логика не прослеживается. То есть государство не в состоянии на нормальном уровне содержать пенсионеров, а тем более в случае роста в будущем этой категории граждан по отношению к числу активного населения, для чего и создается накопительная пенсионная система с привлечением частных институтов. Однако не созданы соответствующие условия для функционирования частных организаций, что продемонстрировал подготовительный этап пенсионной реформы, например, в части информационного обеспечения.
Получается, что огромные издержки по вводу накопительной пенсионной системы перекладываются на плечи частных управляющих компаний и НПФ. В то же время, сами государственные структуры не могут обеспечить необходимого уровня доходности и надежности для нормального обеспечения граждан (пример ВЭБ). Таким образом, проигрывают граждане России, ради которых все это и должно создаваться.
Безусловно, невозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженную систему пенсионного обеспечения, что показывает и международный опыт. Для создания полноценной системы нужно, как минимум десятилетие, особенно в российских условиях. Однако необходимо учитывать международный опыт и брать самое лучшее, а не учиться на своих ошибках. Слишком уж огромной может оказаться цена эксперимента.
Поэтому на начальном этапе самое главное – правильная постановка цели реформирования, коей является получение гражданином 60-70% от своего последнего заработка с индексацией в перспективе, что не было положено в основу пенсионной реформы в России. В соответствие с данной целью должна быть выстроена эффективная и надежная система с четкими правилами игры для всех участников.