Тенденции и перспективы развития малого бизнеса в России
- Войдите чтобы оставить комментарии
В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются несколько опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий выросла с 5,9% в 2001 г. до 7,6% в 2004 г. Статистика показывает, что за 2004 г. общее количество малых предприятий увеличилось приблизительно на 10%. На 1 апреля 2005 г. общее число зарегистрированных малых предприятий составило 989,3 тыс., что на 4,2% выше, чем по состоянию на 1 апреля 2004 г. По итогам января-марта 2005 г. среднесписочная численность занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране выросла на 3,2%.
Таким образом, увеличение количества зарегистрированных субъектов с малого бизнеса также сопровождалось ростом среднесписочной численности занятых в данном секторе экономики. На фоне сокращения численности занятых по всему кругу предприятий доля малых предприятий по этому показателю увеличилась и достигла 15,8%.
В январе-марте 2005 г. продолжилась тенденция роста объема инвестиций в основной капитал на предприятиях малого бизнеса в целом по стране, однако, темпы роста существенно снизились: если в январе-марте 2004 г. инвестиции выросли на 44,2%, то за аналогичный период 2005 г. рост показателя составил лишь 2%.
Что касается государственной поддержки малого бизнеса, то согласно Программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ в 2005 г. на эти цели предусмотрено выделение 1,5 млрд. руб. из федерального бюджета. Реализацию данной правительственной программы, в том числе в области конкурсного отбора инвестиционных проектов, обеспечивает Департамент государственного регулировании в экономике Минэкономразвития РФ. Поддержка проектов осуществляется по пяти приоритетным направлениям, среди которых – создание бизнес-инкубаторов, государственная поддержка экспорта и поддержка микрофинансовых организаций.
Следует также отметить, что финансовая поддержка проектов осуществляется в форме частно-государственного партнерства, которое предполагает выделение средств на реализацию проектов не только из федерального бюджета, но также из региональных бюджетов и внебюджетных источников.
Дальнейшие планы правительства предусматривают увеличение объемов поддержки предприятий малого бизнеса. Так, в проекте бюджета на 2006 г. сумма на поддержку малого бизнеса из средств федерального бюджета будет увеличена в 2 раза – до 3 млрд. руб. Данные средства планируется потратить как на финансовое стимулирование развития малого бизнеса в различных формах, так и на проведение институциональных преобразований, способствующих улучшению предпринимательского климата.
Вывод: Согласно проведенному анализу в начале текущего года по основным показателям развития малого предпринимательства отмечается положительный прирост. В то же время, несмотря на положительную динамику прироста новых субъектов малого предпринимательства в 2004 г. и начале 2005 г., рост малого предпринимательства мог быть более значительным при условии снижения административных барьеров и более эффективной государственной политики в данной области.
Кроме того, настораживает существенное снижение инвестиционной активности малых предприятий в начале текущего года, поэтому можно ожидать, что в целом по итогам 2005 г. рост сектора малого бизнеса может несколько замедлиться относительно предыдущего года. Однако в среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее увеличение роста инвестиций и занятости в данном секторе экономики. В первую очередь это связано с опережающий темпом роста реальных располагаемых доходов населения относительно роста ВВП, а, как известно услуги и продукция предприятий малого бизнеса ориентированы, прежде всего, на конечное потребление. В связи с этим потенциал развития малого бизнеса и увеличения его вклада в рост ВВП по-прежнему значителен.
В целом же в последние годы развитие малого бизнеса в значительной степени происходило вопреки, а не благодаря деятельности государственных органов. Делать какие-то выводы относительно эффективности текущей политики МЭРТа в области поддержки малого бизнеса преждевременно. Однако можно отметить ряд достаточно правильных принципов, которые лежат в основе правительственной политики: принцип софинансирования инвестиционных проектов, опора на "инициативу снизу", сотрудничество с общественными организациями. Другой вопрос, как эти принципы реализуются на практике.
В то же время увеличение расходов бюджета на реализацию программ поддержки малого предпринимательства неоправданно, если результативность федеральных программ будет замалчиваться. До сих пор нет ясности в определении показателей, позволяющих объективно судить об экономической, коммерческой, бюджетной эффективности и положительных социальных эффектах государственных программ поддержки малого бизнеса.
Очевидно, что пока не будет общедоступной и адекватной системы показателей эффективности и качественного мониторинга реализации инвестиционных программ поддержки малого бизнеса говорить о совершенствовании государственной политики в этой области преждевременно.