Налоговые поступления в 2003 г.
- Войдите чтобы оставить комментарии
15 января 2004 г. МНС сообщило о предварительных итогах по сбору налогов в бюджетную систему РФ. Во все уровни бюджетов, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов, было собрано 3636 млрд. руб. В федеральный бюджет, за исключением ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, поступило 1311,7 млрд. руб., а в консолидированные бюджеты субъектов РФ – 1359,6 млрд. руб. В бюджеты государственных внебюджетных фондов было аккумулировано 964,7 млрд. руб., в том числе ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет.
Структура налоговых поступлений в бюджетную систему представлена на рис. 1.
Как видно из рисунка, примерно одинаковую долю в совокупных налоговых поступлениях имеют федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ – 37% и 36% соответственно. 27% всех налоговых платежей в 2003 г. поступило в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Поступления от ЕСН в 2003 г. составили 964 млрд. руб. или по сравнению с 2002 г. – 117,6%. При этом:
1. в ПФР поступило 754,8 млрд. руб. или 116,6% от уровня 2002 г.
2. в ФСС поступило 104,2 млрд. руб. или 125,4% от уровня 2002 г.
3. в ФОМС поступило 5,1 млрд. руб. или 112,0% от уровня 2002 г.
4. в ТФОМС поступило на 13,2% больше, чем в 2002 г.
Вывод: В первый уровень бюджетной системы, куда, как известно, входит федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, поступает около 60% всех налоговых доходов, а на региональный и местный уровень – 40%. В любой развитой федеративной стране такая ситуация не приемлема, поскольку именно местный уровень в совокупности должен аккумулировать основной объем средств. В российских условиях, когда цивилизованные финансовые основы организации местного уровня власти еще не сформированы, мы считаем, что более разумно концентрировать финансовые ресурсы в руках федерального правительства, нежели отдавать их на уровень субъектов РФ.
Поступления от ЕСН в целом соответствуют намеченному плану, однако, темп их роста едва превышает темп роста инфляции. Следует констатировать, что открытия фонда оплаты труда не происходит. Официально умеренные темпы роста поступлений от ЕСН объясняются наличием упрощенной системы налогообложения и регрессивной шкалы, от которой выигрывают только крупные компании с высоким уровнем оплаты труда.