Рынок и цена нефти – экономический взгляд (часть 2)

in Вестник РЭО №195, ТЭК

Итак, очевидно, что при увеличении значения потенциального спроса на величину  при постоянном уровне предложения не все желающие смогут реализовать свои потребности, что даст возможность продавцам повысить цену. В то же время, часть потенциальных потребителей будут не готовы приобретать то же количество товара по более высокой цене. Таким образом, часть величины «нового потенциального спроса», а также часть величины «первоначального спроса» сократится из-за более высокой цены. Постепенное «нащупывание» цены, при которой величина спроса будет равна величине предложения, приведет к определению новой равновесной цены. Алгебраически это может быть представлено следующим образом:

где:

 – величина текущего спроса,

 – величина текущего предложения,

 – потенциальное изменение величины спроса,

 – изменение цены,

 

Преобразуя это уравнение, мы можем выразить изменение цены P:

 

В случае если величина предложения также не является постоянной, то, по аналогии со спросом, отношение  мы можем обозначить, как , а потенциальное изменение величины предложения обозначить . Таким образом, если предложение не является постоянной величиной, уравнение примет следующий вид:

 

Соответственно, изменение цены будет равно:

 

Потенциальное изменение величины спроса  может учитывать в том числе спекулятивную составляющую и прочие составляющие, влияющие на величину спроса. Корректировка потенциальной и текущей величины спроса с учетом позволяет оценить влияние повышающейся (или снижающейся) цены на величину спроса.

Коэффициент  может быть различным в кратко- и долгосрочном периодах и, таким образом, в различной степени влиять на потенциальный новый и текущий спрос (подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже).

Возвращаясь к тематике нефтяного рынка, отметим, что ошибки ведущих аналитических агентств в прогнозировании спроса как раз могут быть связаны с недостаточным учетом различия в коэффициенте  (и, соответственно, различия в эластичности спроса по цене) для кратко- и долгосрочного периодов.

Так, если рассматривать последние годы, существенные ошибки в прогнозировании спроса на нефть были допущены ведущими аналитическими агентствами в 2005 и 2008 гг. (в обоих случаях фактическая величина спроса оказалась существенно ниже прогнозной).

Можно предположить, что это могло быть связано со следующими причинами:

-         и в 2005, и в 2008 гг. был отмечен существенный рост цены на нефть;

-         до 2005 и до 2008 гг., соответственно, достаточно продолжительный период наблюдался относительно высокий уровень цены нефти.

По всей видимости, при формировании прогноза не в достаточной степени учитывался фактор влияния цены на величину спроса (т.е. коэффициент ) и тот факт, что высокий уровень цен наблюдался достаточно продолжительное время.

В то же время, на практике получить уравнение кривой спроса и коэффициент  является не простой задачей. Дело в том, что со временем меняется структура потребления, появляются товары-субституты и, наконец, не все данные, которые могли бы быть полезны с точки зрения получения уравнения кривой спроса и коэффициента  доступны. Также мы полагаем, что не всегда корректно было бы делать прогнозы о будущей реакции потребителей, основываясь на исторических данных, которые не могут дать полной картины.

Тем не менее, теоретически, имея информацию о коэффициентах и (2), а также прогноз потенциальной величины спроса и предложения, можно сделать прогноз изменения цены в течение того или иного периода времени.

(2) - При условии, что речь идет о линейных моделях спроса и предложения