Рынок и цена нефти – экономический взгляд (часть 2)
- Войдите чтобы оставить комментарии
Итак, очевидно, что при увеличении значения потенциального спроса на величину при постоянном уровне предложения не все желающие смогут реализовать свои потребности, что даст возможность продавцам повысить цену. В то же время, часть потенциальных потребителей будут не готовы приобретать то же количество товара по более высокой цене. Таким образом, часть величины «нового потенциального спроса», а также часть величины «первоначального спроса» сократится из-за более высокой цены. Постепенное «нащупывание» цены, при которой величина спроса будет равна величине предложения, приведет к определению новой равновесной цены. Алгебраически это может быть представлено следующим образом:
где:
– величина текущего спроса,
– величина текущего предложения,
– потенциальное изменение величины спроса,
– изменение цены,
=
Преобразуя это уравнение, мы можем выразить изменение цены P:
В случае если величина предложения также не является постоянной, то, по аналогии со спросом, отношение мы можем обозначить, как , а потенциальное изменение величины предложения обозначить . Таким образом, если предложение не является постоянной величиной, уравнение примет следующий вид:
Соответственно, изменение цены будет равно:
Потенциальное изменение величины спроса может учитывать в том числе спекулятивную составляющую и прочие составляющие, влияющие на величину спроса. Корректировка потенциальной и текущей величины спроса с учетом позволяет оценить влияние повышающейся (или снижающейся) цены на величину спроса.
Коэффициент может быть различным в кратко- и долгосрочном периодах и, таким образом, в различной степени влиять на потенциальный новый и текущий спрос (подробнее этот вопрос будет рассмотрен ниже).
Возвращаясь к тематике нефтяного рынка, отметим, что ошибки ведущих аналитических агентств в прогнозировании спроса как раз могут быть связаны с недостаточным учетом различия в коэффициенте (и, соответственно, различия в эластичности спроса по цене) для кратко- и долгосрочного периодов.
Так, если рассматривать последние годы, существенные ошибки в прогнозировании спроса на нефть были допущены ведущими аналитическими агентствами в 2005 и 2008 гг. (в обоих случаях фактическая величина спроса оказалась существенно ниже прогнозной).
Можно предположить, что это могло быть связано со следующими причинами:
- и в 2005, и в 2008 гг. был отмечен существенный рост цены на нефть;
- до 2005 и до 2008 гг., соответственно, достаточно продолжительный период наблюдался относительно высокий уровень цены нефти.
По всей видимости, при формировании прогноза не в достаточной степени учитывался фактор влияния цены на величину спроса (т.е. коэффициент ) и тот факт, что высокий уровень цен наблюдался достаточно продолжительное время.
В то же время, на практике получить уравнение кривой спроса и коэффициент является не простой задачей. Дело в том, что со временем меняется структура потребления, появляются товары-субституты и, наконец, не все данные, которые могли бы быть полезны с точки зрения получения уравнения кривой спроса и коэффициента доступны. Также мы полагаем, что не всегда корректно было бы делать прогнозы о будущей реакции потребителей, основываясь на исторических данных, которые не могут дать полной картины.
Тем не менее, теоретически, имея информацию о коэффициентах и (2), а также прогноз потенциальной величины спроса и предложения, можно сделать прогноз изменения цены в течение того или иного периода времени.
(2) - При условии, что речь идет о линейных моделях спроса и предложения