Источник Быстрые займы в артеме на сайте redirwwqqru.

Последние события вокруг Центробанка

in Вестник РЭО №36, Банки, Центральный банк

8 апреля Центральный банк РФ принял решение о снижении ставки рефинансиро- вания с 25% до 23% годовых. Соответствующую телеграмму подписал председатель ЦБ С.Игнатьев. Последний раз Банк России изменял ставку рефинансирования 4 ноября 2000 г. Тогда она была снижена с 28% до 25% годовых.
  По мнению ЦБ, согласно информации “Ведомостей”, первое изменение ставки за последние 1,5 года должно “дать сигнал” участникам рынка, что финансовые власти считают ситуацию в экономике достаточно стабильной и контролируют уровень инфляции.

  Ставка рефинансирования в России в настоящее время не играет сколь-нибудь существенной роли в макроэкономическом регулировании. Это связано с тем, что еще летом 1999 г. Совет директоров Центробанка последовал рекомендации МВФ, направленной на отмену рефинансирования банковской системы. После этого решения роль ставки, как макроэкономического показателя, свелась почти к нулю. Прежнее руководство ЦБ использовало ставку в качестве регулятора объема рублевой наличности в увязке с валютным курсом и инструмента влияния на накопление валютных резервов. Сейчас же с ее помощью лишь рассчитываются штрафы и пени.

  Между тем, ставка должна играть ключевую роль в денежно-кредитной политике. Для восстановления в России связанной банковской системы, способной осуществлять кредитование бизнеса страны, должен появиться эффективный механизм краткосрочного рефинансирования банковской системы, а учетная ставка Центробанка должна стать ориентиром для реальных ссудно-депозитных операций. Учетная ставка должна, наконец, стать полноценной ставкой рефинансирования и инструментом денежно-кредитной политики.
  В настоящее же время банковская система страны фактически не выполняет свою основную функцию, а именно, накопление финансовых средств с целью направления их в реальный сектор.

  Конечно, нынешний уровень снижения (на 2%) абсолютно недостаточен и не повлияет на изменение текущей ситуации. Пока ставка не является реальным инструментом. Однако, на наш взгляд, это решение позволяет говорить о том, что в ЦБ началась работа по поэтапному снижению ставки рефинансирования. Напомним, что в преддверии голосования по кандидатуре нового главы ЦБ С.Игнатьев заявлял о том, что в 2002 г. ставка рефинансирования может быть снижена. Для такого шага, по словам С.Игнатьева, “есть основания”.
  В мировой практике ставка рефинансирования самая низкая на рынке, а ее уровень составляет сейчас порядка 3-4%. В России, как мы уже писали, необходимо принять решение о снижении ставки рефинансирования хотя бы до уровня не выше 10%, чтобы предприятия смогли подступиться к банковским кредитным ресурсам.

  К сожалению, не было введено в действие решение Верховного суда РФ от 1 апреля 2002 г. об отмене ряда ограничений Банка России по обязательной продаже экспортной валютной выручки через уполномоченные банки и специальные валютные биржи. Это связано с тем, что 11 апреля (за день до истечения срока подачи) Банк России подал в кассационную коллегию Верховного суда жалобу на решение суда. Об этом сообщил ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к ЦБ РФ. Остается надеяться, что протест ЦБ будет отклонен, так как оспариваемые ограничения уже изжили себя и не соответствуют закону о валютном регулировании.

  Кроме того, как мы и предполагали, 5 апреля во втором чтении была утверждена Госдумой новая редакция закона о ЦБ, в соответствие с которой Национальному банковскому совету (НБС) предоставляется значительно больше полномочий, чем планировалось ранее. В частности, количество членов НБС, несмотря на возражения правительства, увеличено с 12 до 13 человек. Депутаты, в результате, делегировали НБС ряд полномочий совета директоров ЦБ. В частности, НБС сможет утверждать финансовую отчетность Центробанка, решать вопросы, связанные с участием ЦБ в капиталах кредитных организаций и утверждать правила бухучета и отчетности. Правительству лишь со второго раза удалось исключить НБС из органов управления ЦБ, а также изменить дату выхода Банка России из капитала ЦБ с 2005 г. на 2003 г. После окончания слушаний глава Минфина А.Кудрин заявил, что правительство, вероятно, будет инициировать повторное рассмотрение документа во втором чтении.

  Вывод: Анализируя последние шаги ЦБ, можно сказать, что новое руководство Центробанка склонно проводить осмотрительную политику валютной либерализации, а не стремится к резким изменениям. Такую позицию в целом можно положительно охарактеризовать. Главное здесь не отступать от намеченного курса валютной либерализации, который сможет реально повлиять на оздоровление экономической ситуации в стране.

  В целом же, как мы уже отмечали, с введением НБС Центробанк, де-юро оставаясь независимым, де-факто утратит это важнейшее свойство, которым наделены центральные банки во всех развитых странах мира. Несмотря на то, что правительству удалось настоять на исключении НБС из органов управления ЦБ, все остальные поправки, содержащиеся в принятой редакции закона о ЦБ, свидетельствуют о том, что руководство Центробанка в лице председателя и совета директоров не смогут больше проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Кроме того, с введением НБС стало совершенно непонятно кто, в конечном счете, будет отвечать за проведение Центробанком своей политики, так как ответственность за ее выполнение окончательно размыта между членами НБС, Госдумой, советом директоров ЦБ и его руководством.