Основные выводы по результатам анализа нового Таможенного кодекса РФ
- Войдите чтобы оставить комментарии
Завершая цикл статей, посвященных происходящему в таможенной сфере России и перспективам в связи с грядущим вступлением в силу с 1 января 2004 г. нового Таможенного кодекса РФ, хотели бы сформулировать некоторые основные выводы по результатам анализа:
1) Большей своей частью новый Кодекс не только воспроизводит, но и усугубляет концептуальные пороки Кодекса 1993 г.
2) Новый Таможенный кодекс не является законом прямого действия.
3) В Кодексе не только не сократился, но, напротив, расширился общий объем полномочий таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в сравнении с текущей ситуацией.
4) Неизменной останется инфраструктура, сложившаяся вокруг таможенных органов, когда участнику внешнеэкономической деятельности монопольно навязываются услуги аффилированных с таможней структур.
5) “Новизна” Кодекса заключается в значительном расширении прав таможенных органов на внесудебные решения, включая аресты и изъятия товаров вне зависимости от степени вины их владельцев, что далеко выходит за рамки Конституции РФ, действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности, а также административного и гражданского законодательства.
5) Непрозрачные и непредсказуемые в силу своего отсылочного характера нормы Кодекса будут препятствовать развитию среднего и малого бизнеса, способствовать ухудшению инвестиционного климата в России. Ожидания делового сообщества, связанные с новыми подходами в реализации таможенного регулирования, осуществлении внешнеторговых операций, уплате налогов и пошлин в бюджет страны, не оправдались. Как показали исследования, малый и средний бизнес негативно воспринимают “новизну” положений Кодекса.
6) Количество нормативных правовых актов ГТК России с вступлением в действие нового Таможенного кодекса значительно возрастет по сравнению с ныне действующим.
7) Предоставление Кодексом практически неограниченных полномочий таможенным органам означает, что по-прежнему сохранится значительное административное давление со стороны последних на предприятия и организации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью, и существенный размер теневого оборота около таможенной сферы (по оценкам экспертов, около $20 млрд. ежегодно).
8) Кодекс многими своими положениям не соответствует международным договорам в сфере таможенного регулирования (системе соглашений ГАТТ/ВТО, Конвенции Киото 1999 г. “Об упрощении и гармонизации таможенных процедур”), что, в свою очередь, снижает перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию.
9) Кодекс (и его применение на практике) способен оказать негативное влияние на экономику страны в целом:
· “Консервация” и укрепление теневой экономики, сложившейся вокруг таможни, вовлечение в нее большого числа лиц, деятельность которых связана с внешнеторговой сферой;
· Вмешательство таможенных органов в вопросы ценообразования (коррек- тировка таможенной стоимости) вынуждает предпринимателей вести “двойную бухгалтерию” и уходить в зарубежные оффшорные зоны;
· Разрушение складывающейся в России в последние годы единой налоговой системы;
· Волевое, бессистемное перераспределение таможенными чиновниками грузовых потоков (под контролируемую ими инфраструктуру складов, брокеров и т.п.) может привести к деградации крупнейших транспортных узлов и целых регионов. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция перевода транспортных потоков с российских портов (в частности, из Калининграда) в порты Прибалтики из-за подобных действий таможенных органов;
· Регулирование таможенными органами доступа банков и страховых компаний к рынку услуг во внешнеторговой сфере может вызвать напряженность и конфликты в этих секторах экономики.
Таким образом, с учетом всего вышеизложенного целесообразно перенесение сроков введения в действие нового Таможенного кодекса Российской Федерации с 1 января 2004 г. на более поздний срок воизбежание тяжких последствий для экономики государства. Одновременно за этот период необходимо приведение норм Кодекса в соответствие с законодательством Российской Федерации, нормами международного права и поставленными Президентом РФ задачами по дебюрократизации и декриминализации экономики страны.
Русское экономическое общество выражает благодарность Алексею Зернову (эксперт Калининградского научного общества) за предоставленные материалы, а также Сергею Пасько (Председатель Союза предпринимателей Калининградской области), Александру Желонкину (Председатель Калининградского научного общества), Анатолию Звереву (Президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний)