Реформа электроэнергетики в России

in Вестник РЭО №171, Реформы

Негативные тенденции в электроэнергетике наметились еще в 1980-х годах. Одной из наиболее фундаментальных проблем стало отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями отрасли в результате распространения ценообразования на основе издержек. Недостаточная прозрачность функционирования энергетических компаний стала причиной невозможности достоверно определить необходимые ресурсы для поддержания и развития предприятий. На фоне раздутых издержек сдерживание роста тарифов регулирующими органами привело к тому, что более половины предприятий отрасли оказались убыточными к моменту начала реформы.

Первоначальный импульс реформе придало постановление Правительства РФ от 11 июля 2001 г. "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", согласно которому в результате реформирования должны быть созданы:

1.            Инфраструктура рынков электроэнергетики, включающая в себя

а) Системного оператора, организации, централизованно управляющей технологическими режимами работы объектов электроэнергетики. Его диспетчерские команды и распоряжения обязательны для всех субъектов отрасли. Функции системного оператора в России выполняет ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы», созданное 17 июля 2002 г. Доля РФ в уставном капитале Системного оператора в период реформы составляет около 52%, по итогам реформы будет повышена до 75%+1 акция, поскольку его деятельность считается естественномонопольной.

б) Администратора торговой системы, созданного в виде некоммерческого партнерства 23 ноября 2001 г. Его основной целью является организация торгов электроэнергией и мощностью в секторе свободной торговли оптового рынка и обеспечение согласованного функционирования свободного и регулируемого его секторов.

в) Федеральная сетевая компания, образованная 25 июня 2002 г. как 100% дочернее зависимое общество РАО "ЕЭС России" – ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ФСК). Функции ФСК заключаются в управлении единой национальной электрической сетью (сети с высоковольтным напряжением, то есть более 330 кВ.). В результате реформы, помимо сетевых объектов РАО "ЕЭС России" под контроль ФСК должны быть переданы также магистральные сети региональных энергокомпаний (АО-энерго), относящиеся к единой национальной электрической сети в соответствии с законодательством. Для консолидации подобных активов создаются Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК), в которых доля РФ будет составлять 85%, остальные 15% останутся за ФСК. 29 декабря 2003 г. было подписано соответствующее распоряжение Правительства РФ о создании семи ММСК. Конечной целью консолидации станет увеличение степени федерального контроля над передачей электроэнергии.

2.            Коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организации электроэнергетики.

г) Генерирующие компании, в том числе Оптовые генерирующие компании, создаваемые на базе наиболее крупных электростанций, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и АО-энерго (правительством определено создание 6 ОГК на базе ТЭС и 1 – на базе ГЭС), которые должны стать основными конкурентами на оптовом рынке электроэнергии. Территориальные генерирующие компании, в которые войдут генерирующие мощности за исключением вошедших в состав ОГК, АЭС и некоторых других. В состав ТГК войдет большинство ТЭЦ, в связи с чем они будут заниматься не только электро-, но и теплоснабжением. В отличие от ОКГ, ТГК будут создаваться на основе региональных генерирующих компаний, выделенных из АО-энерго. Региональные генерирующие компании создаются на базе генерирующих мощностей отдельных регионов (АО-энерго)

д) Сбытовые компании, деятельность которых в итоге будет выделена из вертикально-интегрированных компаний в отдельные структуры, будут состоять из Гарантирующих поставщиков (коммерческих организаций, обязанных заключить договор купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся потребителем), их деятельность будет регламентироваться государством и Конкурентных сбытовых компаний. Несмотря на то, что в ближайшие годы государство сохранит существенную долю контроля над сбытом, важнейшей тенденцией после реформы должен стать рост доли частного сектора в данной области.

е) Ремонтные и сервисные структуры также выделятся, причем реформирование данных видов деятельности предполагается осуществлять опережающими темпами.

К концу 2004 г. передача функций оперативно-диспетчерского управления от АО-энерго в ведение Системного оператора была в основном завершена. Передачу осуществили 62 из 68 АО-энерго. Кроме того, учреждены 7 ММСК, доля РФФИ в которых равна 85%, ФСК – 15%. Советом директоров РАО "ЕЭС России" приняты решения о создании шести ОГК на базе ТЭС и одной гидро-ОГК. Ожидается, что все требуемые преобразования компаний, входящих в РАО "ЕЭС России", будут завершены в течение 2005-2006 гг., после чего будет осуществлена реорганизация РАО с выделением компаний целевой структуры отрасли.

1 ноября 2004 г. исполнился год с момента начала работы сектора свободной торговли оптового рынка электроэнергии. По итогам 2004 г. конкурентный рынок в России по объему торгов занял 9-е в мире и 5-е в Европе место. По мере роста числа участников объемы сектора свободной торговли замещали часть поставок в регулируемом секторе. Объем регулируемого сектора в суммарном объеме планового потребления электроэнергии снизился с 97,4% в ноябре 2003 г. до 81,6% в октябре 2004 г.

Вывод: Очевидно, что прогресс реформы зависит, во-первых, от политического решения, а, во-вторых, – от уровня квалификации управляющего персонала. При этом все-таки остается проблема неэффективного использования финансовых ресурсов, о чем говорит отсутствие существенного прогресса в обновлении основных фондов. По-прежнему износ основных средств остается на запредельном уровне, что и подтвердили энергоаварии, принесшие существенный экономический ущерб, свидетелями которых мы стали в последнее время.

Вместе с тем, стоит отметить ряд других наметившихся проблем. В частности, образование стоимостного дисбаланса в регулируемом секторе оптового рынка в результате несоответствия стоимости фактически купленной и проданной участниками рынка электроэнергии. К тому же сохраняется такое негативное явление, как перекрестное субсидирование, сдерживающее либерализацию оптового и розничных рынков, а, соответственно и реструктуризацию АО-энерго. В условиях невозможности единовременного устранения перекрестного субсидирования было предложено определить его новый источник, который позволил бы безубыточно осуществлять энергоснабжение населения по льготным тарифам в период снижения объема субсидирования и перехода к адресной поддержке населения из бюджетной системы.

В целом довольно трудно дать однозначную оценку состоянию дел в области реформирования электроэнергетики России. В то же время дальнейшее реформирование, безусловно, необходимо, и при условии отсутствия серьезных форс-мажорных обстоятельств, реформа электроэнергетики к концу 2006 г. вполне может быть успешно завершена.