Транспортная стратегия РФ так и не определена

in Вестник РЭО №164, Реформы

На состоявшемся 28 апреля 2005 г. заседании Правительства РФ в очередной раз обсуждалась "Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г." (далее "Стратегия"). Было объявлено, что на различных этапах доработки особое внимание уделялось таким вопросам, как:

·        корректировка системы стратегических целей и задач развития транспортной системы в соответствии с реформированием бюджетного процесса;

·        модернизация и развитие автомобильных дорог России;

·        развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;

·        развитие транспортного машиностроения, внедрение новых источников энергии на транспорте и новых видов транспортных средств;

·        повышение эффективности транспорта путем снижения его энергоемкости;

·        обеспечение доступности транспортных средств для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями и др.

Стратегическая цель функционирования и развития транспортной системы России осталась прежней и заключается в обеспечении посредством транспорта экономического роста и повышения качества жизни нынешних и будущих поколений россиян.

Стратегия определяет геополитические приоритеты государства в развитии транспорта, включающие создание опорной транспортной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров в системе товародвижения, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы между отдельными регионами, а также обеспечение транспортной доступности на уровне, гарантирующем социальную стабильности, развитие межрегиональных связей.

Указанные приоритеты будут реализовываться по следующим основным направлениям:

·        Совершенствование государственного регулирования транспортной деятельности на основе разделения государственных задач регулирования отрасли и выполнения хозяйственных функций частными предпринимателями;

·        Развитие рынка транспортных услуг на основе повышения уровня конкуренции независимых негосударственных транспортных организаций;

·        Развитие транспортной инфраструктуры на основе долгосрочного плана, увязанного перспективными сценариями развития производительных сил с применением транспортно-экономического баланса;

·        Формирование опорной транспортной сети на основе реализации ряда приоритетных инфраструктурных проектов с учетом особенностей различных регионов России;

·        Усиление позиций России на мировом рынке транспортных услуг на основе дальнейшего использования транзитного потенциала страны и повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков;

·        Проведение структурных преобразований на отдельных видах транспорта.

  Реализовывать Стратегию предлагается в два этапа причем разработаны два сценария развития экономики:

В настоящее время общий объем финансирования транспорта составляет 2,4% ВВП. По оценкам, только финансирование автомобильных дорог требует около 2,5% ВВП. В связи с этим, Стратегия предусматривает увеличение финансирования в среднем до 3,8% ВВП. При этом бюджетные расходы на строительство автомобильных дорог в абсолютном выражении будут несколько увеличиваться, а удельные расходы бюджета в общем объеме финансирования транспорта к 2010 г. снизятся на 10%, а к 2020 г. – на 15%.

Вывод: По сути, в новом проекте Транспортной стратегии изменений нет, несмотря на официальное признание неизбежной потери конкурентоспособности экономики и снижения обороноспособности страны при сохранении инерционного варианта развития. Конечно, любая стратегия – общий документ, в котором прописываются цели и задачи, но отсутствие даже отдаленных указаний на механизмы реализации транспортной стратегии (кроме государственно-частного партнерства, что само по себе не свойственно российской действительности, и поэтому заранее не обречено на успех) внушают серьезные опасения.

К сожалению, новый проект Стратегии в том виде, в котором он был представлен на заседании Правительства РФ, фактически лишен целесообразности, в то время как при отсутствии серьезных преобразований уже в перспективе ближайших 10-15 лет России не удастся не только воспользоваться своим транзитным потенциалом, но и поддерживать сложившиеся в последние годы темпы экономического роста.