К вопросу о гражданстве РФ

in Вестник РЭО №48, Гражданство

С 1 июля т.г. вступил в силу новый закон о гражданстве. Он существенно ужесточил условия предоставления гражданства РФ.
  Согласно этому документу, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
-      проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно;
-      обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законода- тельство Российской Федерации;
-     имеют законный источник средств к существованию;
-      обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
-      владеют русским языком.
Упрощенный порядок приобретения гражданства предусмотрен для лиц, имеющих  высокие достижения в области науки, техники и культуры, обладающих профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации или особыми заслугами перед РФ.
  По общему мнению, закон вполне соответствует международной практике. Существовавший ранее закон был принят в 1991 г. и отличался крайним либерализмом. Большинство его приверженцев в новом варианте не одобряют увеличение срока проживания, после которого можно претендовать на гражданство, и проверку знания языка. Однако подавляющее число цивилизованных стран давно согласились с тем, что должны существовать условия, ограничивающие возможность натурализации. Предоставляя человеку гражданство, государство берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство за пределами страны. Поэтому оно имеет все основания для отбора именно тех кандидатов, которые будут ему полезны и действительно соотносят себя с принимающей их страной, имеют с ней связь по крови или культуре.
  Другой, связанный с тематикой гражданства, документ - закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” – был одобрен Советом Федерации 10 июля т.г. После подписания его Президентом РФ, этот документ будет определять правовое положение иностранцев и лиц без гражданства Российской Федерации, а также регулировать отношения между иностранными гражданами и органами госвласти в России. Основные положения закона гласят:
-     Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия визы, если не требуется визы - не может превышать 90 суток, за исключением отдельных случаев;
-     Срок действия разрешения на временное проживание иностранного граждани- на составляет 3 года;
-    В соответствии с законом, разрешение на временное пребывание или проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, установленной правительством РФ с учетом демографической ситуации и возможностей регионов по обустройству иностранных граждан;
-     Иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна РФ, летательного аппарата государственной и экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ; заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральными законами;
-    Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит РФ, определяется правительством РФ;
-    Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с данным законопроектом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.
Вывод: Ограничение свобод иностранных граждан по новым законам минимально и диктуется разумными причинами. Поэтому трудности с получением российского гражданства не ухудшают положения иностранцев в стране, а лишь упорядочивают процедуру принятия гражданства, делают государство более защищенным от незаконной иммиграции. Создание барьеров на ее пути можно только приветствовать.
  С другой стороны, можно позитивно оценить положение закона о гражданстве, которое поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами, которые “имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства”.
  В процессе обсуждения закона предлагалось облегчить получение гражданства для всех граждан бывшего СССР, в том числе имеющих гражданство других государств СНГ. В первую очередь это предложение было направлено на облегчение положения русскоязычного населения бывших республик, но было отклонено с обоснованием, что в России и так уже существует проблема чрезмерного, небезопасного для страны количества выходцев из соседних государств, не интегрированных в российское общество и образующих замкнутые и агрессивные этнические группировки, с чем трудно не согласиться. Однако решением этого вопроса, на наш взгляд, могло бы стать предоставление преимущественного права на получение гражданства представителям коренных народов России независимо от их нынешнего гражданства. Но соответствующая поправка, к сожалению, не была принята. С нашей же точки зрения, было бы правильно, учитывая историю становления Государства Российского, принять поправку о том, что все люди, считающие себя русскими, украинцами и белорусами, имеют автоматическое право на российское гражданство и предоставление льгот при переселении. В Германии, например, (равно, как и в Израиле) полно граждан турецкого и иного происхождения, но звали и зовут в страну только немцев, и ничего политически некорректного в этом нет. России давно пора отбросить ложную стыдливость.
  Таким образом, в России в целом сформирована законодательная база, на основании которой государство может проводить активную миграционную и, значит, демографическую политику. Практика должна внести свои коррективы, после чего закон, возможно, потребует внесения поправок. В условиях, когда в стране продолжается убыль населения, поощрение иммиграции ведет к восстановлению численности экономически активного населения, однако создает массу проблем. И одним из основных условий для их решения будет корректное исполнение законов органами власти, ответственными за проведение соответствующих процедур по предоставлению гражданства.